
В 2021 году объем NFT-рынка достиг $40 млрд, что невероятно для развивающейся технологии. Подобное стало возможным из-за крипто-энтузиастов – они используют блокчейн, чтобы создавать DeFi-проекты, выпускать коллекции токенов и развивать индустрию будущего.
Искусство, спорт, мода, видеоигры – все смешалось и вдохновило современных художников, инфлюенсеров, дизайнеров. Невольно они сформировали творческую среду и выделили тематические сегменты. О них и пойдет речь.
Искусство
Технологию NFT не зря наделили званием цифрового искусства. Токены подтверждают единоличное владение, а значит, наделяют своего обладателя особым статусом. С помощью NFT можно чувствовать себя коллекционером эпохи ренессанса – вы словно обладаете “Моной Лизой”, и все вокруг знают об этом.
Более того, крипто-арт расценивают как продолжение классического искусства. Культура отражает время, принимает его черты и преобразует его механики. Наше время невозможно без диджитал-, блокчейн- и IT-технологий, а значит, они должны быть запечатлены и интегрированы в современный творческий процесс. Реальной адаптацией NFT под нужды культуры и социума занимаются музей по всему миру, в том числе Эрмитаж. Михаил Пиотровский, его генеральный директор, так комментирует ситуацию в искусстве нового времени:
“Технологии, в частности блокчейн, открыли новую главу в развитии рынка искусства, в которой главным становятся обладание и гарантия этого обладания. Это важный этап в развитии отношений между человеком и деньгами, человеком и вещью”.


Видеоигры
Шутеры, RPG, стратегии – увлечение молодежи, которое сперва кажется забавным, однако оно во многом повлияло на компьютеризацию общества. Вспомнить только российские 1990-е, когда в каждом столичном дворе появился игровой клуб. Подростки так увлекались виртуальным миром, что забывали о реальности и не спали сутками.
Место и образ видеоигр в массовой культуре со временем изменились. В какой-то момент шутеры, RPG, стратегии стали способом заработка. Ярчайший пример – чемпионат The International по Dota 2. Отечественные киберспортсмены выиграли свыше $18 млн, после этого в школах заговорили об уроке видеоигр.
Блокчейн реформировал систему, сложившуюся в индустрии. До появления Web 3.0 игроки платили разработчикам, чтобы получать дополнительный контент. После внедрения “третьего поколения интернета” на игровом процессе стали зарабатывать обычные игроки. Этому способствовала концепция P2E.
К популярным P2E-проектам относятся Axie Infinity, Alien Worlds, Mobox.

Спорт
Спортивные мероприятия стали вдохновением для создателей NFT-коллекций и проектов. Предприниматели и пиар-менеджеры осознали, что токены можно использовать для дополнительного дохода и рекламной кампании. Фанаты с радостью покупают NFT, на котором изображен их любимый баскетболист.
Так, даже на Олимпиаде 2022 применили технологии блокчейна, P2E и NFT. Совместно со студией разработчиков nWay МОК (международный олимпийский комитет) запустил мобильное приложение и коллекцию токенов-значков.
Игра Olympic Games Jam стала децентрализованной платформой и создала атмосферу спортивного соревнования, заинтересовала всех, кто не поехал в Пекин. А NFT-значки выросли в цене с $99 до $1350.
“Мартовское безумие” – американский баскетбольный турнир, – тоже не осталось в стороне. Бостонский букмекер DraftKings выпустил коллекцию “Primetime NFT Series”. Токены с анимационными героями набрали 300% прибыли.


Коллекционирование
Неизменным остается желание людей приобрести уникальную вещь. Редкие NFT скупают вне зависимости от их стоимости: главное – купить. Для коллекционеров в NFT-рынке выделился отдельный сегмент.
Для всех, кто желает эксклюзивные цветы от Такаши Мураками или авторский токен Джеймса Джина, существует маркетплейс Rarible. На нем публикуются только проверенные коллекции, чьи создатели давно известны в комьюнити. BAYC и MAYC – тоже коллекционные NFT, ведь только коллекционер позволит себе потратить полмиллиона долларов на картинку обезьянки.

Мода
Фэшн-среда неожиданно переплелась с индустрией NFT. Оказалось, что люди хотят покупать не только реальную, но и виртуальную одежду. Весьма популярными в сообществе оказались проекты Gucci, Ray Ban и Asics. Центром связи между NFT и модой стала MetaVerse Fashion Week. В течение четырех дней в метавселенной Decentraland проходили цифровые показы и тематические ивенты. Капитализация метаверс прибавила тогда несколько миллионов долларов.
В MVFW поучаствовали 60 мировых брендов, художники и дизайнеры Джонатан Симхай, Мовалола Огунлеси, Хиллари Теймур. Кроме того, на цифровой неделе моды представили около 20 эксклюзивных коллекций – от Dolce & Gabbana, Tommy Hilfiger, Roberto Cavalli, Perry Ellis.
NFT-коллекции бывают разными. Часто отличаются форматы токенов, способы их создания, цели и задачи проекта, но еще чаще отличительной чертой становится центральная тема коллекции. Она может быть связана как с искусством, так и с видеоиграми – помните об этом при изучении крипто-арта и структурируйте свои знания.