
У NFT – большой потенциал. На данный момент объем рынка составляет $40 млрд. Однако дальше – больше: эксперты прогнозируют рост капитализации до $400 млрд в ближайшие 10 лет. С 2017 года, когда прогремел биткоин, криптовалюта заняла свое место среди инвестиционных активов. То же самое происходит с крипто-артом.
Так как технология NFT – привлекательный способ для заработка и тренд ближайших лет, ей интересуется средний и малый бизнес. Предприниматели хотят разбираться в повестке и отслеживать явления, набирающие популярность. К тому же цифровое искусство – это дополнительный источник дохода и отличное средство для рекламы.
Западный бизнес первым нашел, как применить NFT. Особенно выделились кофейни, рестораны и кафе. Coffee Bros и Flyfish разработали уникальные стратегии по внедрению крипто-арта в предпринимательское дело.
бариста-мумия в кофейне Coffee Bros
Coffee Bros – американская компания, которая занималась продажей кофе с 2018 и теперь открывает собственную сеть кофеен. Ден и Ник, владельцы бизнеса, знали, что за соцсетями и digital-технологиями будущее, поэтому они развивали Инстаграм и сайт. Новаторству они верны до сих пор, ведь внедряют NFT в работу кофейни. Все для того, чтобы финансировать бизнес и создавать закрытое комьюнити. Их дизайнеры и художники создали 60 уникальных бариста. У каждого свои визуальные модификации. Объединяют их только поза и выражение лица. И мумия, и космонавт, и человек-кувшинчик мило улыбаются покупателю и готовят вкусный кофе.

Коллекция еще не вышла, а Coffee Bros уже выполнила бизнес-задачу: о кофейне упомянули СМИ, ее стали размещать в топах перспективных проектов 2022 года. Получится ли у Дена и Ника создать комьюнити, – неизвестно, но шанс велик.
Первый крипто-ресторан Flyfish
Flyfish – американская компания, которая развивала ресторанный бизнес в 2000-х и успела зарекомендовать себя в качестве экспериментатора. Ее владельцы планируют создать огромный NFT-проект – организовать работу первого в мире крипто-ресторана. В их ресторане подают морепродуктов высшего класса, они относят себя к премиальному сегменту, и поэтому у них уже создана система членства. С 2023 года она будет функционировать на криптовалюте.
Кроме того, Flyfish продавала и продает NFT. Владельцам токенов будут доступны скидки, уникальные предложения и акции. Они станут основой для закрытого комьюнити, – эта идея популярна среди западных бизнесменов.

Такие токены торгуются за $12 тыс, а значит, на крипто-ресторан есть спрос. Концепция Flyfish кажется нереальной, но в нее инвестируют, и каждая тысяча долларов увеличивает капитализацию компании, приближает ее к цели.
2 млн рублей за подушки и матрасы
Российский бизнес не отстает – отечественный бренд beyosa присоединился к NFT с четкой бизнес-задачей: “…в один день стать миллионерами”. Так свой первый аукцион вспоминают владельцы компании.
Производитель товаров для здорового сна загрузил в качестве токенов 3D-модели самых продаваемых кроватей, матрасов, подушек. По итогу beyosa выручили $28 тыс или 2 млн рублей на тот момент. Самым дорогим NFT стала подушка-обнимашка.

Все больше и больше компании пробуют адаптировать крипто-арт под цели и задачи бизнеса. Пока что у них получается – из-за новизны коллекции “заходят” аудитории. Кажется, что эта возможность – временна, но нет, существуют перспективы, которые не зависят от тренда.
У малого и среднего бизнеса есть 5 постоянных способов применить NFT в своем деле:
- Выпуск одноразовых торговых инструментов: купонов, рекламных скидок,билетов на мероприятия, уникальных предложений;
- Создание закрытого комьюнити и программы лояльность: токены могутзаменить пластиковые карточки, расширить систему бонусов и обеспечитьдоступ к сообществу;
- Продвижение и маркетинг: NFT-проекты отражают ценность бренда, егосамобытность и первородность, а также привлекают внимание аудитории иСМИ;
- Сбор необходимых средств для расширения: токены привлекают инвестиции исами по себе приносят финансовую выгоду;
- Внедрение рекламных кампаний: интересная коллекция, которая отражает идеюпродукта, может привлечь новых клиентов.
NFT – это не только веха в искусстве, но и перспективный актив, и потому его использует малый и средний бизнес. Пока что это сохраняется на уровне эксперимента, но со временем крипто-арт проникнет в повседневную жизнь и заменит многое в сфере товаров и услуг. NFT можно и нужно использовать в бизнесе и для бизнеса.
