Royalty: что это и как влияет на рынок NFT

Royalty (с англ.) – это процент от продаж, который автор получает в качестве гонорара. Такую оплату труда используют давно. Например, некоторым актерам вместе с фиксированной суммой платят роялти от кассовых продаж фильма.

Так, Джейсон Вивер, голос Симбы в мультфильме «Король Лев», отказался от фиксированной суммы в $2 млн. Он выбрал роялти и заработал значительно больше. Как он позже признавался, это стало лучшим решением за всю его карьеру.

Роялти есть и в NFT. Если вы откроете токен на OpenSea, вы увидите, сколько с ним совершили операций по покупке и продаже. Процент от каждой транзакции отправляется в криптокошелек автора.

Рассмотрим BAYC. Их роялти – 2,5%. Значит, с проданных NFT-обезьянок студия Yuga Labs, создатели BAYC, получает 2,5% от продаж. Учитывая, что в апреле флор NFT-обезьянок был порядка 150 ЕТН, то с токена авторы получали по 3,75 ЕТН. 

Если же посмотреть на общий объем продаж (657 200 ЕТН), то выяснится, что за 2 года вторичный рынок принес Yuga Labs примерно 16 430 ЕТН. Выходит, что создатели BAYC только на роялти заработали $25 млн.

Плюсы и минусы Royalty

В первую очередь роялти приносит пользу авторам NFT. Для инвесторов пользы никакой. “Почему я просто так отдаю 2,5% своей выручки?” – об этом часто спрашивают те, кто зарабатывает перепродажей токенов. 

Ответ прост: вы платите, чтобы NFT-проект развивался. Часто роялти – единственный источник заработка для создателей. Неоднозначная система. Рассмотрим остальные достоинства и недостатки роялти.

Плюсы:

  1. мотивирует NFT-авторов;
  2. система устанавливает одинаковый для всех процент от продаж;
  3. NFT-автор может уменьшить роялти, тогда он не будет финансово заметен.

Минусы:

  1. чем больше стоимость токена, тем больше роялти;
  2. труднее инвестировать, нужно больше средств;
  3. позволяет SCAM-проектам заработать.

Альтернативы Royalty

Когда NFT-рынок рос, пользователи с радостью платили роялти, особенно если проект давал 100х за пару дней. Так они благодарили его авторов. Теперь, когда NFT-рынок падает, пользователи не хотят тратить больше, фиксируют свою прибыль.

И крипто-комьюнити нашло выход. Оказалось, что роялти невозможно занести в смарт-контракт. Роялти – это функция маркетплейса. Следовательно, можно найти такой маркет, где нет этой функции.

Им стал SudoSwap – платформа для покупки/продажи NFT, где не выплачивают процент от продаж. Из-за шума вокруг нее крипто-комьюнити задумалось: “А нужна ли вообще система роялти?” Вот, какие альтернативы нашлись ей:

  1. Не минтить часть коллекции. То есть создатели NFT-проекта, выпуская 10 000 NFT, могут оставить себе 500 единиц. Потом они их продадут и получат свой гонорар.
  2. Сделать роялти добровольными. Пусть пользователи сами решают, доплачивать или нет. Тогда, чтобы получить процент от продаж, создатели NFT-коллекций придумают дополнительные бонусы – система станет взаимовыгодной.
  3. Расширять экосистему проекта. Чтобы извлечь побольше прибыли, NFT-авторы могут увеличивать количество своих проектов, придумывать новые направления. Так, например, сделали BAYC, выпустив MAYC – продолжение коллекции NFT-обезьянок.
  4. Разрешить свободным художникам создавать “производные коллекции”. Тогда авторы оригинала получат дополнительное финансирование от тех, кто использует их графику.
Вывод автора

Итак, вы узнали, что такое роялти и какое место процент от продаж занимает на рынке NFT. Мы рассмотрели плюсы и минусы такой системы финансирования. Теперь вам решать: роялти или его альтернатива.

zam.eth Автор